Биометрический паспорт, чем отличается?

В России биометрические загранпаспорта стали оформляться только с 2009 года, тогда как в других странах уже долгое время практиковалась такая услуга. Биометрический паспорт – загранпаспорт, который используется для поездок за рубеж. Если человек не планирует выезжать за рубеж, то ему не нужно получать такой документ. Рассмотрим, как оформить биометрический паспорт в России и в чем его преимущества перед документом старого образца.

Основные положения

Биометрический паспорт – загранпаспорт нового образца. Это электронный носитель данных, срок действия которого составляет 10 лет. Надписи на его обложке представлены на двух языках – на русском и английском.

Оформление биометрического паспорта возможно при наличии ID-карты у человека. В этой карте есть микросхема, которая содержит цифровое фото гражданина, сведения о его ФИО, поле, гражданстве, отпечатках, подписи (только для лиц старше 14 лет). В ближайшем будущем в такие документы начнут вносить дополнительные сведения – информация о физиологических и психических особенностях человека, группа крови, № страхового полиса.

Внимание! Есть возможность оформить сразу два биометрических паспорта. Это пригодится, если, например, один паспорт сдан для получения визы, но возникла необходимость воспользоваться вторым паспортом.

Для получения паспорта необходимо сканирование отпечатков пальцев. Фото на документ будет сделано сотрудником МВД. В таком паспорте – 46 страниц. Данные о детях в него внести нельзя, однако при оформлении загранпаспорта ребенок должен лично присутствовать в отделении МВД обязательном порядке.

Есть ряд требований к состоянию биометрического паспорта. Данный документ должен быть чистым и неповрежденным. Помятый вид, вырванные или надорванные страницы – недопустимы, так как в этом случае паспорт перестает быть действительным. Это же относится и к странице с биометрическими данными.

Требования к фотографиям стандартные – четкое лицо без очков и головных уборов. При этом сотрудник МВД при фотографировании гражданина самостоятельно сделает фото так, чтобы оно соответствовало всем предъявляемым требованиям.

Какой паспорт оформить

В отличие от биометрического, загранпаспорт старого образца действует не дольше 5 лет и обходится дешевле. Отпечатки пальцев не нужны. В таком паспорте – 36 страниц, можно внести информацию о детях до 14 лет, а самим несовершеннолетним при оформлении документа присутствовать необязательно.

Загранпаспорт старого образца рекомендуется оформлять в таких ситуациях:

  • Гражданин много путешествует, его паспорт быстро заполняется визами;
  • Гражданин путешествует с детьми: в этом случае достаточно внести в его документ информацию о детях, а не оформлять на каждого ребенка свой загранпаспорт.

В то же время ребенок сможет путешествовать только с тем родственником, в загранпаспорте которого он указан.

Биометрический загранпаспорт выгодно оформлять тем, кто выезжает за границу не чаще 3 раз в год. В таком случае документа будет достаточно на 10 лет.

Выбор в пользу того или иного документа делает гражданин самостоятельно, по личному усмотрению.

Как получить биометрический паспорт

Есть 3 способа оформить документ – через госуслуги, МВД или МФЦ.

1.    Использование портала госуслуг

Самый удобный способ – отправить заявление через портал госуслуг. Достаточно авторизоваться на портале и выбрать услугу «Получение заграничного паспорта».

Для отправки заявления необходимы фото, данные текущего загранпаспорта (если он есть) и документа о смене ФИО (при наличии), сведения о деятельности за последние 10 лет. Фотография нужна только для подачи заявления, так как фото на сам документ делает сотрудник МВД.

В сведения о деятельности за 10 лет входят данные:

  • Аттестата о среднем образовании;
  • Диплома об окончании образовательного учреждения;
  • Документа о работе (копия трудовой книжки, свидетельство о регистрации ИП);
  • Военного билета.

Также нужны адреса проживания в те промежутки времени, в течение которых гражданин РФ не проходил учебу, не работал.

После отправки заявления пользователь получит приглашение прийти в МВД РФ и предоставить оригиналы документов, данные которых были указаны в самом заявлении. Также следует оплатить госпошлину.

2.    Обращение в МВД

В первую очередь необходимо заполнить заявление, форма которого выложена здесь. Можно заполнить заявление на ПК и затем распечатать или сначала распечатать, после чего заполнить от руки, используя ручку с синей или черной пастой. Заявление распечатывается на одном листе бумаги с двух сторон.

В заявлении указываются стандартные данные:

  • ФИО;
  • пол, дата и место рождения;
  • сведения о смене ФИО;
  • адрес проживания;
  • основание для получения паспорта – (первичное, в дополнение к текущему, взамен утраченного и т. д.);
  • сведения о военной службе, трудовой, учебной деятельности за последние 10 лет.

Если данных о деятельности за последние 10 лет слишком много и они не поместились на одну страницу заявления, необходимо заполнить приложение. Его бланк выложен по этой ссылке. Также специальное приложение разработано для граждан, которые несколько раз меняли ФИО.

Следующий шаг – оплатить госпошлину и обратиться в ГУВМ МВД.

3.    Обращение в МФЦ

Далеко не во всех центрах предоставляется данная услуга. Необходимо связаться с сотрудниками ближайшего МФЦ и узнать о том, можно ли оформить в конкретном учреждении биометрический загранпаспорт. Если такая услуга оказывается, то порядок действий стандартный.

Также существует способ оформления биометрического паспорта через фирм-посредников. Однако этот способ дорогостоящий и потому нецелесообразный. Сроки оформления при этом остаются теми же.

Сколько стоит биометрический паспорт, сроки его оформления

Сумма госпошлины зависит от того, где она оплачивается и сколько лет получателю паспорта:

  • для взрослых – 5 000 рублей;
  • для взрослых при оплате через портал госуслуг – 3 500 рублей;
  • для детей до 14 лет – 2 500 рублей;
  • для детей до 14 лет при оплате через портал госуслуг – 1 750 рублей.

Оплатить госпошлину можно не только через госуслуги. Другой вариант – через территориальное отделение МВД РФ. Пошлина оплачивается после проверки заявления.

Срок оказания услуги зависит от того, по какому адресу обратился человек за оформлением паспорта:

  • 1 месяц – при обращении по адресу регистрации;
  • 1 месяц – при обращении по адресу фактического проживания (там, где человек не имеет временной или постоянной регистрации, но фактически живет) при совпадении с регионом постоянной регистрации;
  • 3 месяца – при обращении по адресу временной регистрации;
  • 3 месяца – при обращении по адресу фактического проживания, если регион постоянной регистрации с регионом обращения не совпадает.

Последние новости

Сегодня популярность приобретают криптобиокабины, где можно оформить биометрический загранпаспорт сроком на 10 лет без содействия сотрудника МВД. В ней можно сделать фото, отсканировать документы и отпечатки пальцев. Далее заявление направляется в ГУВМ МВД на изучение. В окне приема или через спецтерминалы в зале можно оплатить госпошлину.

До недавнего времени криптобиокабины были только в Москве. Для использования возможностей кабины необходимо заранее записаться на портале mos.ru. Воспользоваться криптокабиной могут как москвичи, так и гости столицы. Но если человек не имеет в Москве регистрации, то срок оказания услуги составит 3 месяца вместо одного.

Недавно через подобные кабины в Москве был выдан тысячный биометрический загранпаспорт. Всего было подано 2 500 заявлений на получение документа. А готовый паспорт выдается сотрудниками по предоставлению госуслуги.

Подобные отделения стали появляться и в других регионах страны. Их преимущество – возможность оформить загранпаспорт в любое время, даже в субботу, воскресенье или вечером, после работы без обращения в МВД.

Переход на пластиковые электронные паспорта

В России с 2021 года планируется начать переход на электронные паспорта. Предполагается, что с 2022 года оформление бумажных паспортов будет полностью прекращено. Внешне новые документы будут выглядеть как пластиковые карты.

Электронный паспорт – пластиковая карточка с чипом, основанным на отечественном ПО с использованием криптографических алгоритмов, также разработанных в РФ. В таком документе хранится личная и биометрическая информация его владельца. По желанию гражданина на чипе будет внедрена его электронная подпись.

Для получения электронных паспортов необходимы электронное фото владельца, пара отсканированных отпечатков пальцев. Предполагается, что госпошлина составит 300 рублей, но постепенно сумма будет повышаться. При этом текущие бумажные паспорта можно заменить по желанию владельца. Дополнительно к пластиковой карте выпустят мобильное приложение – иметь при себе документ будет необязательно.

Преимущество электронных паспортов – повышенная безопасность. Если человек потерял такой паспорт (или документ был украден), то его удастся сразу же заблокировать.

Есть и другие плюсы новой формы документа, удостоверяющего личность:

  1. Упрощение взаимодействия с госорганами, получения госуслуг, коммерческих услуг;
  2. Отсутствие необходимости заполнять документы;
  3. Невозможность подделать такой документ или нанести ему существенные повреждения.

Первыми электронные паспорта получат москвичи. К 2023 году такие документы должны быть у всех граждан РФ.

Срок действия паспорта – 10 лет. С 2030 года бумажные паспорта станут недействительными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.